Орхидеи

Орхидеи - одно из моих серьезных увлечений. Моя личная коллекция насчитывает примерно 500 особей новелти-фаленопсисов и аскоценд около 200 сортов. Это самая большая и, вероятно, наиболее ценная коллекция этих растений в России. Кроме того, имеется некоторое небольшое количество природных видов моноподиальных орхидей как дань ботаническому прошлому российской орхидеистики и 4 просто огромные каттлеи. Длина их бульб, которых на каждом растении порядка дюжины, вместе с листьями достигает чуть ли не полуметра, и четыре таких гиганта, как будто специально предназначенных для владельцев коттеджей, - это максимум, что я себе могу позволить. Большая часть моих растений уже цвела, хотя есть и сеянцы перед цветением.



Это фотографии двух моих каттлей.



Но коллекционными являются, как я уже сказал, новелти-фаленопсисы и аскоценды. Необходимо сразу дать точные определения. С аскоцендами просто. Аскоценды - это гибриды ванд и аскоцентрумов. С новелти-фаленопсисами чуть сложнее. Я предпочитаю придерживаться следующего определения. Новелти-фаленопсисы - это фаленопсисы, характеризующиеся практически неограниченным сроком жизни цветоносов, нарастающих из верхушечной вегетативной почки после каждого периода покоя, следующего за периодом цветения. В качестве дополнительного требования можно предъявить способность продуцировать новые цветоносы при наличии жизнеспособных старых, хотя этот признак следует скорее отнести к критерию качества сорта, чем к определению группы. В общих чертах данное определение согласуется с точкой зрения на новелти-фаленопсисы, изложенной Эриком Кристенсоном в его монографии "Phalaenopsis. A monograph", Timber Press, Portland, Oregon, 2001. Кстати, в этом смысле большинство желтых, значительное число красных фаленопсисов и практически все арлекины (типа P.Ever-Spring Prince) не являются новелти-фаленопсисами. Принадлежность к новелти не есть визуальный признак. Растения с цветами любой ныне известной окраски - белые (чисто белые, белые сетчато-полосатые, белые пятнистые, белые арлекины), розовые, желтые и промежуточные между ними artshades тех же форм, красные - могут встречаться в любой группе фаленопсисов - в стандартных, в мультифлере или в новелти. Де факто, только новелти-фаленопсисы представляют интерес для серьезного коллекционера, хотя отдельные выдающиеся представители остальных групп также могут встречаться в коллекциях.

Из определения можно сделать вывод, что среди предков новелти-фаленопсисов присутствуют природные виды, характеризующиеся тем же основным свойством. Однако, не только они. При гибридизации новелти-фаленопсисов с фаленопсисами других групп (в основном, стандартными, но также и с мультифлерой) они приобретали отсутствующие положительные качества (например, более крупные цветки, более правильную их форму, увеличенное число цветков или сильно ветвящийся цветонос) при сохранении групповой принадлежности.

Касаясь аскоценд стоит отметить, что для серьезных коллекционеров представляют интерес де факто тетраплоидные аскоценды (о плоидности пойдет речь ниже), отдельные особо выдающиеся диплоиды и, отчасти, триплоиды.

Итак, теперь ясно о чем будет идти речь.






Это фотографии некоторых моих новелти-фаленопсисов (вверху и справа) и аскоценд (внизу).




Стереофотографии некоторых моих орхидей, в том числе природных видов, можно посмотреть на сайте stereomagica.narod.ru.

Естественно стоит задать вопрос: "Почему орхидеи и почему именно эти?"

Ответ достаточно прост. Во-первых, заметим, что орхидеи как природный или хозяйственный феномен, в отличие от ягодных или плодовых, ароматических или лекарственных культур, о которых идет речь на других страничках сайта, практически неинтересны.

Орхидеи для нас - прежде всего культурный феномен.

И в чем же их специфика в качестве такового? Чем они отличаются от роз, тюльпанов, ирисов, хризантем? Или комнатных азалий и камелий? Или столь широко распространенных сенполий, узамбарских фиалок? Ведь все эти цветы не менее прекрасны, чем орхидеи. И культура некоторых из них насчитывает многие столетия, даже тысячелетия, в то время как орхидеи стали нашими спутниками всего лишь относительно недавно.

Ответ заключен в истории орхидеистики. Люди, начав заниматься их гибридизацией, с самого начала вели записи скрещиваний и составляли родословные. Именно в этом историческом наследии и заключается специфика орхидей как культурного феномена. В этом они ближе скорее к породистым собакам, чем к остальным цветам. В настоящее время, взяв любой сорт орхидеи, можно проследить полностью его родословную вплоть до исходных природных видов. И это историческое наследие как бы незримо присутствует рядом с нами, когда мы любуемся цветущей особью того или иного сорта. Знаток орхидей способен рассказать о каждой из них не меньше, чем искусствовед-экскурсовод о картинах старых мастеров. И в процессе его рассказа, мы смотрим, слушаем, мыслим ...

Без этого рассказа цветение орхидей напоминает кино без звука, да еще с неторопливым действием и обилием диалогов и размышлений. Только представьте себе фильм об Эркюле Пуаро, Шерлоке Холмсе или Штирлице в таком исполнении. Цветущее растение и рассказ коллекционера, его владельца, о нем сочетаются в единый гипертекст - аналогичный тому, с которым вы сталкиваетесь постоянно в Интернете. И таким образом, впридачу ко всем своим неоспоримым объективным достоинствам само растение в информационном аспекте становится принадлежащей материальному миру гиперссылкой на расположенный в виртуальном мире якорь, в виртуальном мире генеалогий, наград, историй, описаний. Такой "виртуализирующий" подход существенно расширяет весьма ограниченные возможности отечественного коллекционера. Ввиду дефицита места часть растений может быть для целостности общей картины заменена фотографиями, лучше - стерео, например, фотографиями предков, близкородственных сортов или иных клонов того же сорта. Навсегда утраченные или недоступные сорта или клоны остаются в извлеченных из литературы описаниях. Однако, стоит сказать, что такая "гиперссылка" вызывается к жизни исключительно личностью коллекционера. Только находясь в коллекции растение становится коллекционным, а создателем коллекции как на материальном, так и на информационном уровне является ее владелец. Цепь от якоря - в его руках.

Ценность любого объекта прямо пропорциональна количеству значимых слов, которые о нем можно высказать.

Какой же счастливой звезде или какому случаю орхидеи обязаны этим подарком истории, каковым являются родословные ? Конечно же, он проистекает не из сверхестественных причин или воли отдельных людей, а из их природы. Из двух их характерных свойств. Во-первых, колоссального разнообразия (самое время вспомнить о varieta e diversita). Во-вторых, из сравнительной молодости семейства орхидных, благодаря чему различные виды этого семейства могут вступать в скрещивания. И результат таких скрещиваний не только жизнеспособен, но и в свою очередь дает потомство. Более того, у орхидей возможны не только межвидовые, но и межродовые гибриды, также легко дающие потомство. Пример - уже упоминавшиеся аскоценды. Оба этих обстоятельства сделали родословные удобным механизмом описания новых сортов орхидей, а со временем - просто необходимым.

И вот в чем дело. Поскольку орхидеи интересны не только с точки зрения их визуального разнообразия, но и как звенья непрерывного культурного процесса гибридизации и селекции, потребность поддержания этого процесса является доминантой орхидеистики. Стремление улучшить или видоизменить декоративные свойства представителей той или иной линии приводит к необходимости глубокого знания родословных. И дело идет не только о возможных тех или иных расщеплениях признаков при скрещивании или, наоборот, их устойчивости, о наличии рецессий у родителей, но о гораздо более существенных чертах современных сортов орхидей.

Каких же, спросите вы? Первая из них вот какая - каждый сорт орхидеи характеризуется своею плоидностью. Для несведующих скажу: плоидность - это просто целое число. Зная плоидность родителей можно подсчитать типичную плоидность потомства, хотя бывают отдельные мутации. Правда, к слову, в некоторых ситуациях жизнеспособными или представляющими какой-либо интерес являются только аномалии. Правила вычисления плоидности потомства бывают как универсальные, справедливые для всех родов орхидей, так и специфические, выполняющиеся, например, только в случае фаленопсисов или аскоценд. Сорта определенной плоидности являются лучшими родителями, другой худшими. Кроме того, от плоидности зависит скорость роста особи. Чем выше плоидность, то есть, чем больше то самое целое число, тем медленнее растет растение. Тем меньше цветков на цветоносе, тем он короче, и тем больше размер цветков и интенсивнее их пигментация. Тем самым, плоидность разделяет все обилие сортов тех или иных орхидей на страты, сложным образом взаимодействующие друг с другом.

Вторая черта - родословные разбивают растения одной группы, например, фаленопсисы, на расы. Дело в том, что хотя виды одного рода и скрещиваются между собой, результат скрещивания может быть в свою очередь хорошим или плохим родителем. То же самое касается сортов. Таким образом, гибридизационный процесс имеет тенденцию развиваться в рамках рас, в то время как межрасовые скрещивания, несмотря на их возможные высокие декоративные качества, оказываются либо генетическими тупиками, либо дают потомство, принадлежащее к той или иной родительской расе, при соответствующем выборе другого родителя.

Сочетание же обеих черт, осложненное наличием мутаций, делает картину настолько головокружительно интересной, что от разгадывания хитросплетений родословных нельзя оторваться.

Значит ли это, что вся орхидеистика - просто очередная игра ума? Отчасти да, ведь это культурный феномен. Отчасти нет, орхидеи - по-прежнему, какой бы родословной они не обладали, живые существа, которые способны радовать своих владельцев своим ростом и цветением.

Иными словами, гибридизация и селекция орхидей - не игра в бирюльки, блуждание без руля и без ветрил в мире виртуальных генеалогий. Есть определенный вектор, направление движения, есть азимуты, которые позволяют его так или иначе характеризовать. И в чем же они заключаются?

Трудно разорвать два существительных в словосочетании "декоративность растения". Декоративными могут быть не только они, но и фотографии, картины, рисунки, вышивка. И от декоративного растения требуется прежде всего наличие свойств, не воспроизводимых в других более доступных и менее повреждаемых материалах. С моей точки зрения, это - то, что может быть названо фактурно-текстурной колористикой. Специфическим для лепестков цветка сочетанием цвета, фактуры и текстуры. Все остальное - форма, рисунок, размер - лишь служит подчеркиванию уникальности фактурно-текстурной колористики конкретной особи.

И в этом второй ответ на поставленный в самом начале вопрос: "Почему орхидеи, почему именно новелти-фаленопсисы и аскоценды?" Именно они обладают потенциально наиболее интересной фактурно-текстурной колористикой, в том числе и благодаря достаточной толщине своих лепестков.

В-третьих, а последнее по упоминанию не есть последнее по значению, нельзя забывать, что мы имеем дело с живым существом. Его цветок, засушенный в гербарии, уже не есть цветок. Цветение - это представление, имеющее место быть здесь и сейчас. Подготовленное всей остальной жизнью растения и нашим уходом за ним. Если угодно, выставка, таинственный перформанс ... Безусловно требующие соответствующего обрамляющего гипертекста: профессионального и увлекательного рассказа о растении, возможно, сопровождаемого слайд-шоу с фотографиями предков и родственников из "семейного архива". Но при любом, даже самом изысканном сопровождении вряд ли можно говорить о роскошном цветении растения, умирающем от нашествия вредителей. Про такое скажут: "Зацвело с горя". Да, конечно, все растения нуждаются в некоторой стимуляции для хорошего цветения, но есть все же разница между врачом, прописавшем пациенту холодные обливания, и эсэсовцами, пытавшими генерала Карбышева!

Так вот, новелти-фаленопсисы и аскоценды в своей массе одни из самых неприхотливых орхидей. Их культура несложна. Их цветение всегда интересно, красочно, необычно и не может наскучить. Эти растения продолжают "взрослеть" каждый год, в то время как другие орхидеи быстро заканчивают свое развитие. Поскольку естественный срок жизни орхидеи составляет несколько сотен лет, коллекционное растение со временем обрастает собственной индивидуальной историей, становясь культурной и исторической ценностью. Именно в силу всей совокупности упомянутых причин они мне любы.

Хотя стоит сказать, что все хвалебные дифирамбы в адрес новелти-фаленопсисов и аскоценд относятся только к породистым растениям с хорошей родословной. Это существенно, ведь "в семье не без урода", и их семья не исключение.

И теперь как раз настало время коснуться темы несколько с другой, негативной стороны. Орхидеи, как культурный феномен, не конденсируются из воздуха в горшке в ответ на молчаливый призыв наших красивых глазок. Новые сорта кем-то создаются, кем-то сохраняются. Обычно и тем, и другим занимаются частные лица, в общем-то, практически беззащитные перед лицом тех или иных внешних сил. Как следствие, результат их деятельности предельно хрупок и нуждается в бережном к нему отношении. Однако же, на их беду, где бы ни возникала культура, следом за ней появляется потенция варварства. Ведь оценка труда, будь то труд гибридизатора, селекционера или коллекционера, в современном мире выражается не в пансионе при дворе монарха, а в денежном эквиваленте. Стало быть, орхидеи имеют стоимость. И это - стоимость их как культурного феномена. Неразрывно связанная с определенным сообществом людей - гибридизаторов, селекционеров и коллекционеров. Очень хрупкого и беззащитного сообщества. Вне его не существующая. И всякое внешнее воздействие, например, излишняя или некорректная коммерциализация, наносит непоправимый ущерб культуре.

Вполне естественно стремление людей прикоснуться к удивительному миру орхидей, начать их выращивать, окружить ими свое пребывание в доме, а со временем стать коллекционерами, владельцами пусть очень маленькой, но значимой коллекции. И на их пути к цели, по канонам жанра словно тени, как фарисеи на дороге в Царство Небесное, появляются жулики-барыги, в том числе международные в лице оптовых фирм-однодневок из какого-нибудь Тайланда или с Тайваня, владельцы которых никому не известны, стремящиеся ради жажды сиюминутной прибыли удовлетворить потребности увлекшихся орхидеями разными суррогатами. И плодящих мелких занимающихся сетевым посредничеством и торговлей барыг-"кулёкцанеров ", не имеющих своей более или менее приличной коллекции, на которую им лень тратить силы, и перепродающих все, что подвернется под скорую руку, не имея о своем "товаре" никаких серьезных знаний, а подчас даже и поверхностного представления. Таких суррогатов видимо-невидимо. Это и растения с фальшивыми названиями, и низкой жизнеспособности, и напичканные различными вредителями и заболеваниями, и неподготовленные к перевозке на большие расстояния, и выращенные с применением гормонов, без которых они чахнут, и генетически дефективные, и способные хорошо расти и цвести только в условиях тропиков, и многое другое. Обман может заключаться и в существенном искажении фотографии цветущего растения при продаже и в дезинформации о наступлении сроков его цветения. И в присвоении статуса коллекционного рядовому массово размноженному более или менее декоративному сорту. Всего и не перечислишь! И главное, у барыг-"кулёкцанеров", после отсечения одной головы, как у Лернейской Гидры вырастают две! Поэтому составить список всех их надувательств для предупреждения новичков просто невозможно, как и перечислить все компьютерные вирусы.

Наряду со злостными вредителями имеется некоторое число просто малокомпетентных "слепых поводырей слепых", ставших и делающих других заложниками своих амбиций. Как можно всерьез рассчитывать, что кто-то сможет помочь Вам создать Вашу собственную коллекцию, если он не смог помочь в этом себе ?! Эта ситуация напоминает описанную в известном старом анекдоте, когда на вопрос: "Умеете ли Вы играть на скрипке ?" барин ответил: "Никогда не пробовал, но, думаю, что смогу".

Типичная ситуация при контактах с "кулёкцанерами". Вам продается, например, совсем маленький башмачок или крошечная каттлейка, которые по словам продавца должны зацвести через 2-3 года. Если Вы через 2-3 года обратитесь к нему с подросшим, но все же нецветущим растением, Вам будет дан ответ: "Ваш уход был недостаточно интенсивен. Мало света, недостаточно удобрений". Вы, радуясь тому, что Ваше растение вообще выжило, а не погибло как у других покупателей, заказавших готовое к цветению растение, а получивших кто экземпляры почти из гербария, а кто и гнилые недоростки, заразившие в итоге четверть их с трудом собранной коллеции, охотно согласитесь и, подождав еще лет 5-6, наконец увидите цветущее растение, но не такое, какое Вам показывали на фотографии. Снова придя к продавцу, Вы услышите ответ: "Что мне поставщик продал, то я и перепродал. Фотография не моя, а его. Ничего не знаю, ни за что не отвечаю". Разумеется, если поставщик по прошествии 7-9 лет еще жив и работает, то Вы можете по наивности обратиться к нему. Но даже, если он помнит, что что-то когда-то кому-то продал, Вас лично не знает и Вам лично ничего не продавал, а потому, естественно, и не ответит. Итог ясен - Вы радуетесь, что Ваше растение, к которому Вы за долгие годы успели привыкнуть как к "вечнонецветущему", живет и теперь даже как-то цветет.

Чтобы помочь орхидеистам-любителям и начинающим коллекционерам избежать множества опасностей на их пути в мире орхидей, о которых они даже не ведают - к слову сказать, на любом наборе плодовых, ягодных или других сельскохозяйственных культур вредителей больше по видовому составу, чем самих культур, - я чуть более десяти лет назад (совр.прим. - в 1995 г., статья написана в 1996 г.) создал селекционный орхидееводческий клуб "Дар Эльфов " по образцу кинологического или фелинологического. Чтобы желающие могли всегда получить достоверную и профессиональную информацию о новелти-фаленопсисах и аскоцендах и со знанием дела создавать свои коллекции.

Клуб существует, как я уже сказал, более десяти лет, ежегодно дважды выпуская каталоги новых реализуемых растений, с которыми вы можете ознакомиться, обратившись ко мне (см. раздел "Контакты"). За эти десять лет мне ни разу не поступали нарекания на деятельность клуба. Надеюсь, что и ваши контакты с клубом окажутся небесполезными для вас, если вы хотите, чтобы ваше увлечение орхидеями было серьезным и не сопряженным с неприятностями и разочарованиями.

Клуб представлен в Интернете двумя сайтами. "Золотой сайт" располагается по адресу http://orchidclub.narod.ru. Чтобы попасть на него, кликните мышкой на бегущей строке с надписью "ОРХИДЕИ - КЛУБ":
ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ - ОРХИДЕИ - КЛУБ
Адрес "Зеленого сайта" - http://orchidclub.wmsite.ru. Для перехода на сайт кликните мышкой на бегущей строке с надписью "НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ":
НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ НОВЕЛТИ-ФАЛЕНОПСИСЫ & АСКОЦЕНДЫ

Буду рад установлению плодотворных контактов с другими клубами с целью создания свободной, высокопрофессиональной, подлинно демократической и децентрализованной (конфедеративной) всероссийской организации по образцу РКФ (Российской Кинологической Федерации) или НКА (Национальной Кинологической Ассоциации).


Обязательно загляните на доску объявлений.
Hosted by uCoz